Интервью
Самое главное в каждом - душа
(Запись беседы с читателями в газете «Спировские известия». – 2017. – 26 мая.- С.6.)
Заметки по итогам презентации книги Бориса Рапопорта «Песочные часы»
Книга расскажет о себе каждому читателю сама. Она – натура двойственная и, даже для знакомых с творчеством и стилем Б. А. Рапопорта, непредсказуемая. Хотя бы потому, что под одной обложкой соседствуют проза и поэзия. Не возьму на себя смелость навязывать читателям свое мнение о «Песочных часах» – каждый сможет, если захочет, сам открыть для себя этот глубокий философский, и в то же время удивительно понятный и близкий каждому, если прислушаться к себе, мир. А предложу вам побывать на творческом вечере, который состоялся в читальном зале районной библиотеки, и услышать автора.
НА КУХНЕ, ПОД ЗАМКОМ
Появлением очередной книги мы во многом обязаны дочерям Бориса Абрамовича – Ольге и Инне, – которые буквально заставили его переложить на бумагу яркие и живые рассказы-воспоминания о встречах с Юрием Гагариным, автограф которого теперь – семейная реликвия, Муслимом Магомаевым, учителем, а теперь и другом Андреем Дементьевым, Риммой Казаковой. – С сентября прошлого года стал садиться за пишущую машинку, которую приобрел на первый гонорар в семнадцать лет. Это не значит, что я не «дружу» с компьютером. То, что идет через сердце, я доверяю только ей, – рассказывает Борис Рапопорт. – Меня закрывали на кухне (если нужно подышать воздухом – есть балкон), и я за машинкой вытягивал один за другим эпизоды из памяти. Давление 210 на 160 – глава написана. Так родились восемь эпизодов. Хотел больше – о Николае Рубцове, Семене Воскресенском – не осилил, грешен.
ПОЧТИ ЧТО КЛАССИК
В прошлом году вышла книга «Тверская поэзия XX-XXI вв. Антология». Ее составитель – доктор филологических наук, профессор Валерий Редькин. Под одной обложкой объединены произведения тверских поэтов и тех, чьи судьбы связаны с тверской землей: С. Дрожжина, Н. Гумилева, А. Ахматовой и других. А среди поэтов конца ХХ – начала ХХI веков, профессиональных авторов, в основном членов Тверского отделения Союза писателей России, и Борис Рапопорт. – Два студента Тверского госуниверситета защитили дипломы на моем творчестве. Почти что классик. (Смеется.) Открывает подборку моих стихов в антологии «Возвращение». Раз его разместили, наверно, хорошее. Написано оно в семнадцать лет, но читаю всю жизнь. Молодость моя прошла по России, и я рад этому. Но почему думал о возвращении домой, когда еще никуда не уезжал – не знаю. Любая поэзия, пусть и не самая хорошая, это всегда пророчество.
О СХВАТКАХ
– Мы до сих пор не поняли, что произошло в 90-е годы. Это страшная гражданская война, революция. Слава Богу, мы живем, рожаем детей, на что-то надеемся. Были и у меня схватки. В 94-м году, думая, что живу еще в Союзе, написал статью «Директорское эмбарго» – по просьбе рабочих «Индустрии», используя документы профсоюза. А директор завода на меня заявление написал в прокуратуру – два года тюрьмы грозило. Через день ходил «на ремень» в прокуратуру, цапался сам, пока школьный друг адвокат не помог. Папку с делом сожгли на вокзале в Волочке. А через полгода меня ударил обширный инфаркт, 15 минут отделяло от смерти, но я уже об этом не помню. Подобные истории были у всех – в большей или меньшей степени. Кого винить? Себя – какие мы доверчивые, мы – маленькие люди.
ПРИВИВКА ОТ РАСИЗМА
– Благодаря дедушке по отцовской линии Илье, еврею по национальности, я стал русским поэтом. Он окончил четыре класса гимназии, но знал наизусть Полонского, Фета, Тютчева – он заразил меня поэзией. Другой дед – Григорий Ольхов – с винтовкой Мосина шел против танков. Их смешали с землей, растоптали. Пал под Ростовом. Прививка от фашизма сделана мамой, угнанной на два с половиной года на работу в Германию. Учитель истории составил списки и сдал их немцам. Но русский еврей лейтенант Абрам пришел на немецкую землю за хохлушкой Анной, чтобы родился русский душой и словом Борис. Свадьба была в Вене, гуляла вся рота. Тяжело жить еврею или не еврею. В Израиле – я никто (национальность у евреев передается по матери – прим. ред.), но я еврей – Борис Абрамович. Никогда не собирался менять имя, и душу – русскую. Речь русская – основа моей жизни. О ДУШЕ – Самое главное в каждом – душа. Жизнь человека ограничена временными рамками, и единственное, что от него остается – это душа. Важно, чтобы жизнь не была заорганизована, важно помнить, что ты – человек, а не ударяться в идеологию.
Юлия БЕЛОУСОВА
ЦИТАТЫ
«Что такое «свобода слова»? Собаке сделали длинную цепь, а в миске – есть нечего».
«Мы, люди, поедом друг друга едим, и, наверно, будем есть друг друга, пока не останется кто-то один».
«Есть душа – ты человек, и это прекрасно».
Борис РАПОПОРТ, встреча с читателями 25 апреля 2017 года
ВОПРОСЫ АВТОРУ
– С какого момента пришло осознание, что Вы твердо встали на «поэтические ноги»?
– На пенсии, когда, не отрываясь, цельно написал книгу («Божья дудка» – прим. ред.) …от безделья. (Улыбается.) Приснилось ночью, а утром встал и записал. Тогда и подумал: раз я просто так пишу, значит – поэт. Поэтому мне уже было не стыдно подавать заявку в Союз писателей России, которая мгновенно была одобрена.
– Кто в Вас преобладает: поэт, журналист или писатель?
– Все это – мои жизненные занятия, как пальцы одной руки – отрезать что-то жалко. Выйдя на пенсию, я не перестал быть журналистом. Но журналистика сегодня изменилась, и не в лучшую сторону. Дай Бог, чтоб вообще сохранилась на фоне интернета. Уверен, будет книга – будет человек, сохраним язык и землю русскую.
– Рассматриваете ли Вы возможность издать под одной обложкой журналистскую прозу?
– Не вижу в том смысла. Газета живет одним днем. Содержание прошлых номеров может заинтересовать, если только краеведов, исследователей. Книга подобной тематики возможна только в одном случае – если собрать очерки о людях, как сохранение памяти о них.
Фото - Лия Ковалёва
Душа обязана трудиться
(Интервью в газете «Вышневолоцкая правда». – 2017. - 15 марта (№ 10). - С. 3)
Сегодня отмечает 70-летие поэт и журналист, член Союза писателей России, автор пяти сборников стихотворений и лауреат областной литературной премии имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, Почетный работник печати РФ Борис РАПОПОРТ. Мы не могли пройти мимо такого события и решили задать юбиляру несколько вопросов о его жизни и творчестве.
– У моего доброго знакомого, московского писателя Леонида Жуховицкого есть книга «Остановиться, оглянуться…». Считаю, любой юбилей – повод это сделать. Ну и подумать о том, на что еще можешь рассчитывать. Что за плечами? Прежде всего – 47 лет работы в прессе. Начинал очень рано, еще 12-летним учеником школы № 6 пришел в «Вышневолоцкую правду» со стихами к Новому году, и они были напечатаны. Потом приносил заметки из школьной жизни, часто тоже рифмованные… Познакомился с людьми, которые делали газету, – ответственным секретарем Иваном Ивановичем Беликовым, главным редактором Петром Васильевичем Андреевым и другими. Они были моими первыми учителями в профессии, а две параллельные линии судьбы – журналистика и поэзия – так с тех пор и шли рядом, не пересекаясь. В 17 лет я увидел напечатанной во всесоюзном журнале «Смена» подборку своих стихов, а через год в том же издании – очерк «Улица ждет хозяина», который стал моей «визитной карточкой» при поступлении в МГУ.
Учился на факультете журналистики и одновременно работал. Редакций было много: вышневолоцкий «Ленинец», которым руководила в то время Нина Петровна Цветкова, краевая газета «Молодежь Алтая» – там, на Алтае, при поддержке известной поэтессы Риммы Казаковой вышла моя первая книга «Земляничная поляна» невероятным в теперешнее время тиражом 6000 экземпляров. Потом трудился в областной молодежной газете «Ленинская смена» в Белгороде.
Получил университетский диплом, отслужил в армии и вернулся в Вышний Волочек, где в «Ленинце» прошел все газетные «ступеньки», от корреспондента до исполняющего обязанности главного редактора. В 1987-м, когда в целях экономии «районку» закрыли, стал заместителем редактора в «Вышневолоцкой правде». А самые жестокие 90-е пережил на посту заместителя редактора, а затем и редактора «Спировских известий». В этой газете мне удалось многое – перевести ее на современные технологии, компьютерную верстку, сделать узнаваемым ее лицо и качественным, злободневным – содержание. Видимо, за эти заслуги я, единственный в области, в 2004 году и получил звание «Почетный работник печати».
А в 2006-м, когда уже собирался заканчивать карьеру журналиста, давняя знакомая по газетному делу Эмилия Морозова пригласила меня шеф-редактором в «Землю вышневолоцкую». В творческом тандеме мы работали до 2012-го, вывели газету на уровень лучших в области, свидетельством чему масса грамот, дипломов и других наград.
В общем, на пенсию я ушел в 65 лет. И тут началось – буйно расцвела моя вторая ипостась, поэтическая. Уже будучи автором сборников «Ветры марта», «Параллельные миры» и «Родинка», за который удостоен звания лауреата премии имени Салтыкова-Щедрина, всего за два года написал книгу стихотворений «Божья дудка»… А вскоре представлю читателям очередную, уже шестую по счету, – «Песочные часы», вышедшую в издательстве «Истоки». Всем гостям предстоящей презентации обещаю подарить книгу с автографом. Интересна она тем, что в ней, в соответствии с геометрией Лобачевского, сошлись две мои жизненные линии, до сих пор не пересекавшиеся. Ровно половину нового издания составляют прозаические рассказы по памяти, а половину – избранные стихи.
– Ваши сборники выходили достаточно регулярно. Как удавалось совмещать эмоциональное творчество поэта и строгое мастерство журналиста?
– Об этом очень хорошо сказал недавно ушедший, увы, из жизни тверской литератор, редактор журнала «Русская провинция» Михаил Григорьевич Петров в предисловии к «Родинке»: «Кто смирялся с судьбой, становился только газетчиком, кто не выдерживал гонки, сходил с круга, но редкие трудники, как Борис Рапопорт, находили в себе силы жить в параллельных мирах: газетном и поэтическом. Не будем спрашивать, скольких это стоило сил, но годы работы в газетном цехе не заглушили в его душе цветов поэзии». Что же это за цветы? Они есть в душе каждого из нас: любимый человек, семья, дети – всё, с чего начинается Родина, всё, что каждую весну вновь вспыхивает ярким жизненным светом. Кстати, нынешняя весна особенно дорога мне. И причина тому не только личный юбилей, но и юбилей совместной жизни для меня и моей «половинки» Татьяны Дмитриевны, в девичестве Образцовой. Буквально на днях – 40-летие нашей свадьбы, и, конечно, об этом помнят дочери, их мужья и трое внуков... Я всегда гордился и горжусь дочками Олей и Инной – обе получили высшее образование, работают по своей гуманитарной специальности, обе хорошие мамы… Жизнь продолжается.
А на склоне лет нас поддерживает надежда, что душа все же бессмертна, что накопленное в ней за короткий земной срок непременно пригодится и будущим поколениям. Повторяю – надежда, потому что без нее ничто не имеет смысла. Вот почему хочу сегодня напомнить землякам мои любимые строчки Николая Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
– Что значат эти слова для вас, в вашем почтенном возрасте?
– Прежде всего то, что человек ни в коей мере не должен замыкаться только на своих личных интересах. Весь свой опыт, все житейское богатство надо использовать, постоянно общаясь с людьми. Что и стараюсь делать, руководя Вышневолоцким литературным объединением «Цнинский берег», работая в правлении Тверского отделения Союза писателей России, в ветеранской организации Верхневолжской ассоциации периодической печати, в жюри ежегодных творческих фестивалей журналистов Верхневолжья «Майские звезды» и, наконец, в Вышневолоцком районном совете ветеранов.
Часто встречаюсь с читателями, и особенно меня радует присутствие в аудитории молодых людей, неравнодушных, интересующихся историей, литературой. Недавно разговаривал с такими ребятами в Овсищенской сельской библиотеке. Сейчас готовлюсь к традиционным урокам мужества в Вышневолоцком колледже. Я воспринимаю их именно как хорошую традицию, потому что уже вел такие уроки в преддверии 75-летия Победы. Тема Великой Отечественной для меня особенная, а раскрыть ее как раз поможет моя новая книга – в одной из ее глав я веду речь о своих корнях: о матери – дивчине с Украины, угнанной во время войны в Германию, об отце – советском офицере, спасшем ее от фашистского рабства, и о рождении семьи, в которой появился на свет.
Думаю, такие рассказы помогут любому юному слушателю обратить самый пристальный взгляд на жизнь своих предков, найти в старших поколениях собственных бессмертных… И по-настоящему понять, что же это такое – отчий дом, родная земля, русский мир...
Людмила ВЛАСОВА
Фото из архива Б. А. Рапопорта