Статьи Бориса Рапопорта
Великий собиратель
С детства не сомневался, что древнегреческий музейон(храм муз) и музей одно и то же, как и в том, что Эрато, Терпсихора и прочие музы- родные сестры Клио – музы истории. Потому Вышневолоцкий краеведческий музей для меня, страстотерпца поэзии, литературы, всегда был родным домом. Тем более,что размещался он в одном здании с главным городским книжным магазином, где обычно и начинались традиционные в шестидесятых годах прошлого века Вышневолоцкие Дни поэзии. Но это к слову, а в сам музей с друзьями –сверстниками впервые привела меня Анна Николаевна – первая моя учительница, учительница начальных классов шестой средней школы. Экскурсию для октябрят вел сам директор музея Александр ХристиановичРепман. В тщательно отглаженном, но все же потрепанном парусиновом пиджачке, немного сгорбленный, с большими обвисшими “моржовыми” усами он сам казался нам, мальчишкам, неким музейным экспонатом, а точнее – братом и современником Дмитрия Менделеева, Ивана Павлова и других великих русских ученых, о которых мы уже слышали в школе. И сегодня, спустя шестьдесят лет, рассматривая в музее бивень мамонта или, скажем, ножички- скребки со стоянок палеолита, я ни на минуту не сомневаюсь, что их нашел для музея сам Репман…
Впрочем, о настоящих музейных собирателях, об их настоящем труде я впервые узнал от Галины Георгиевны Монаховой, с которой познакомился в конце шестидесятых годов. Пришел к ней, начинающей сотруднице музея, по годам ненамного меня старше, самовлюбленным, довольно наглым молодым человеком, начинающим корреспондентом районной газеты и сразу потребовал: ну, рассказывайте! «О чём?» - спросила она, поднимая голову от карточек, заполняемых стальным пером.–«Терпение, терпение нужно, молодой человек. Я только что из экспедиции, боюсь что-то потерять, вот закончу – и поговорим. Да, впрочем, вы это и сами знаете: служение муз не терпит суеты …»
Спустя полвека вместе с Галиной Георгиевной мы вспоминали наше первое знакомство, смеялись, а я, как мальчишка, снова радовался тому, что «служение муз» и «музей» стали навсегда созвучными для меня понятиями именно благодаря ей, бессменному музейному работнику.О том, насколько был значим труд Монаховой, сколько доброго не только для музея, но и для всей «маленькой Венеции» сделала она, Почетный гражданин Вышнего Волочка, книгу обязательно напишут. «Лицом к лицу лица не увидать …» И верю, найдутся люди , которые сумеют по достоинству раскрыть и оценить титанический труд Монаховой, её великое терпение по дороге к Вышневолоцкому краеведческому музею, каким мы его знаем сегодня.
А в день рождения музея, в день юбилейный мне хочется пожелать доброго здоровья, монаховской истовости всем сотрудникам Галины Георгиевны и продолжателям ее дела. Самые мои добрые пожелания Екатерине Васильевне Новожиловой, уже отошедшей от музейных дел, но остающейся блестящим знатоком истории родного края, хранителем времени, а еще – замечательным литератором. Ее однажды изданную книгу – «Вышневолоцкие были и сказания» – и сегодня рекомендую всем, кто хочет побольше узнать о своей малой родине, в первую очередь- молодым читателям.
Я желаю крепко вести сквозь бури времени наш музейон (храм муз) нынешнему его главному хранителю- Светлане Евгеньевне Шкивидоровой, а еще Надежде Евгеньевне Задонской, Татьяне Ивановне Марковой и всем прочим сотрудникам музея – в независимости от того, являются ли они научными работниками или просто музей обихаживают.Благодаря всем им Вышневолоцкий краеведческий стал сегодня настоящим храмом муз – не только хранителем научных экспонатов, но и собирателем живописи, литературного, музыкального творчества. Великим собирателем жизненных смыслов.А по большому счету – прообразом всей будущей русской провинции, той самой великой России, о которой мы сегодня так много говорим, да, к сожалению, мало что еще делаем… Будем учится у великого собирателя – у нашего музея!
Борис Рапопорт,
Почетный работник печати,
член Союза писателей России
//Наследие Вышневолоцкого уезда: историко-краеведческая газета. – 2017. - № 61 (сентябрь- октябрь)
Борис РАПОПОРТ
Лазоревое тепло
Именно такую окраску доброго ощущения – от самого неба – представляешь себе, перевернув последнюю страничку первой книжки Ларисы Корсуновой, сказочницы от Бога. А жанр, которым она занимается, это, по большому счёту, краеугольный камень всей мировой литературы. Необычайно широкое, немерянной глубины сказочное русло впитало в себя библейскую притчу о блудном сыне и гомеровский эпос о путешествиях хитроумного Одиссея, восточные алмазы "Тысячи и одной ночи" и чудеснейшие сказки о золотом
петушке или о князе Гвидоне Александра Пушкина, хорошо знакомого с детства в балетной интерпретации Щелкунчика немецкого романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана и окрашенные жгучей сатирой сказки о премудром пескаре или о том, как один мужик двух генералов прокормил, вышедшие из-под пера бывшего тверского вице-губернатора, классика отечественной литературы Михаила Салтыкова-Щедрина…
Если вас не утомило столь длинное перечисление, каждый читающий эти строки волен его продолжить – чтобы убедиться, за какой сложный (а ведь многим и сегодня кажется – незатейливый) литературный жанр взялась наша современница Лариса Корсунова, живущая в маленьком райцентре Спирово на земле Верхневолжья. Здесь ее семья поселилась, вернувшись с "северов". Помните, в советское время мы пели "Четвертый день пурга качается над Диксоном"? Не знаю, осталась ли сегодня эта песня с Ларисой Алексеевной, но
с твёрдой уверенностью смею утверждать: вдоволь надышавшись жестоким холодом Заполярья, она на склоне лет неустанно впитывает в поры души скромное, но такое живительное лазоревое тепло российского Нечерноземья. И щедро делится этим теплом не только со своими домочадцами, но и со всеми, в ком наш уже не железный, а урано-ванадиевый век не изжил стремления к умным и добрым сказочным земным корням. Бабушка Лариса рассказывает детям и взрослым, почему кошки стали мыть мордочки и почему сады цветут. Она может познакомить с самым что ни на есть настоящим Лешим, который, оказывается, живёт в карельском крае у села Козлово. А пойдя по клюкву, ненароком вспомнит о сокровищах, награбленных Наполеоном Бонапартом по России
да брошенных в позорном бегстве в Большедворское болото…
Действительно так ли оно было – не спрашивайте. На то она и сказка, чтобы дать волю игре ума и фантазии, поэтическому чувству. Вспомним Александра Блока:
"Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран –
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!"
Словно следуя этой лирической заповеди, Лариса Корсунова не устаёт искать "цветной туман" и в обыденной прозе жизни, в своих "Непридуманных историях", которые также включила в эту книжку. Встретилась девушка со своим
былым ухажёром, а у него "зубы кривоватые, и не очень аккуратно выбрит". И это первая любовь?! Быть не может… Или другая история. Там, где Тигма с Тверцой сливаются, родничок пробился, чудо-ключ: говорят, сам царь Пётр Алексеевич "водой с того родничка баловался". Не может быть… Почувствуйте, как говорят, разницу. В первой истории грустное разочарование, а вторая, наоборот, очарования полна. Но ведь от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
А исчисляется названная сумма самым главным в нашей душе – умением и стремлением удивляться окружающему миру. Поистине Божьими дарами наделена Лариса Корсунова! Так считал автор этих строк, будучи главным редактором "Спировских известий" – газеты, где охотно печатали литературные опыты Ларисы Алексеевны. Так считаю и теперь, приглашая вас окунуться в удивительный мир сказок и невыдуманных историй бабушки Ларисы – в безграничное и талантливое русло души доброго человека.
Продлись, продлись, очарованье...
О стихах Ольги Медведевой
«Я научила женщин говорить, но, Боже, как их замолчать заставить», – сказала некогда Анна Ахматовва. Великая поэтесса, конечно же, лукавила, шутила. ибо вместе с ней и следом вошли в русскую поэзию Марина Цветаева и Юлия Друнина, Римма Казакова и Белла Ахмадулина...
Этот божественный, подлинно олимпийский ряд волен продолжить каждый. И хотя в него никоим образом ещё нельзя поставить автора этой скромной книжки, я вместе с вами, её читателями, радуюсь, что и тверская глубинка, Лесной район – Замоложье, как его называют местные жители, обрело пока тихий, но уже самобытный и очень искренний женский голос.
«Подарил мне Господь это счастье – и пишу для души стихи», – признаётся Ольга Медведева. Для души. На брольшее не претендует. И размышляет:
Иная судьба,
Богом данная жизнь...
Но я не волшебник,
Я не маг,
Я просто человек,
Я паросто так.
Скромность, разумеется, украшает любого. Однако как это непросто в наше время – гламурное, упорно рвущееся к комфорту, к деньгам (и только !) – быть, оставаться Человеком, обращаясь к родному лесу, к тихой речке, к болотам клюквенным с робкой надеждой:
Ещё успеешь на прощанье
Взмахнуть листвою золотой,
И в бабье лето окунуться,
И словно в омут головой.
И пишет это Ольга, конечно, не столько о лесе, сколько о самой себе. Горько вздыхает над покидающими отчий кров детьми:
Им бы на Канары побыстрее
Улететь из комариных мест.
Вновь и вновь утверждает, как прекрасны эти Богом данные, с Мологой, Полонухой, Сорогожей, родные места. Она находит для них самые близкие сердцу образы. У Ольги Медведевой «осень серебрится нитями дождя», «кружевное платье надела белая сирень», «цветёт калина с горечью полыни». И, конечно же, неизбывен свет любви. Той самой, для которой отечественный классик нашёл однажды очень ёмкое сердечное определение – «цветы запоздалые». Впрочем, в душе каждого никогда не поздно окунуться в стихию любви, истинной поэзии, о душе женской – тем паче. Не случайно же сами слова «поэзия», «муза», «лира» – женского рода.
Серия, в которой выходит первая книга Ольги Медведевой, называется «Очарование Замоложья». Пусть же никогда не покидает Ольгу Борисовну это очарование. Оно способно сделать её голос в поэзии более уверенным, искусным и очень нужным не только землякам...
Восьмого марта исполняется 85 лет Александре Токаревой
Этой удивительно талантливой женщиной по праву гордится земля вышневолоцкая. И в столь солидном возрасте она полна жизненного оптимизма, новых творческих устремлений. Свидетельство тому – выставка живописных работ Александры Феликсовны, которая открывается в преддверии женского праздника – 4 марта – в Вышневолоцком краеведческом музее.
Член Союза художников России Александра Токарева родилась в Ростовской области. Окончила Центральное училище технического рисования, Ростовское художественное училище, Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина, Творческую мастерскую Академии художеств. С молодых лет работала на Академической даче художников. А в 1970 году вместе со своим мужем живописцем Владимиром Токаревым поселилась здесь в собственном доме-мастерской – рядом с дачей, в деревне Кишарино. С тех пор все творчество Александры Токаревой связано с вышневолоцкой землей. Об этом она рассказывает и в своей замечательной книге «Качели судьбы», которая увидела свет ровно пять лет назад – к 80-летию художницы. «Наследие Александры Феликсовны Токаревой велико, оно разошлось по многим странам мира... Александра Феликсовна, принадлежит к тому поколению художников, произведения которых составили золотой фонд русской реалистической живописи», – с таким мнением Анатолия Перевышко, директора музейно-выставочного центра «Петербургский художник», трудно не согласиться.
Виртуальный музей А. Ф. Токаревой:
Борис РАПОПОРТ
Увековечена память о известном вышневолоцком стекловаре
На днях в поселке Красномайском глава Вышневолоцкого района Алексей Пантюшкин и глава администрации Красномайского городского поселения Анатолий Макаров в торжественной обстановке сняли покрывало с памятной доски, установленной на доме, где многие годы жил Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин Вышневолоцкого района .
Прошел год с небольшим, как этот замечательный человек ушел из жизни. Но время не стирает память о том, чей жизненный путь стал гордостью всей земли вышневолоцкой и долго еще будет служить примером для молодых земляков. Напомним лишь некоторые вехи этого пути. Вячеслав Березкин родился в 1931 году, его детство и отрочество пришлись на суровые военные годы. Отец погиб на фронте, и подросток помогал матери-колхознице поднять на ноги младших в семье. Закончил Дятьковский индустриальный техникум и после армейской службы пришел на стекольный завод «Красный май», с которым и были связаны более сорока лет его трудовой биографии. Начав учеником стекловара, Вячеслав Павлович пришел к высотам рабочей профессии, к Золотой Звезде Героя, которую ему, согласно Указу Верховного Совета СССР, вручили в июле 1966 года.
Стал старшим мастером, а затем начальником цеха, очень многим молодым людям передал профессию стекловара. А выйдя на заслуженный отдых, вел огромную общественную работу – в качестве заместителя председателя районного совета ветеранов и председателя совета ветеранов поселка Красномайского. В августе 2003 года Вячеславу Березкину – первому в муниципальном образовании – было присвоено звание Почетного гражданина Вышневолоцкого района.
…Некогда выдающийся актер и литератор Леонид Филатов вел на российском телевидении передачу «Чтобы помнили». Чем-то сродни этой передаче был характер митинга в январский день в поселке Красномайском: без лишней помпы, добрым тихим словом вспоминали о замечательном человеке Вячеславе Березкине там, где он жил. Выступали представители администрации района и городского поселения, совета ветеранов. Брали слово люди, хорошо знавшие Вячеслава Павловича лично, его былые коллеги по работе, в их числе Нина Васильева – тоже Герой Социалистического Труда… И очень радовало, что все эти добрые, глубоко прочувствованные слова находили главного адресата – в лице собравшейся на волнующую церемонию молодежи. Значит, есть надежда на продолжение того славного и вечного, чем жил Вячеслав Березкин.
Остается добавить, что мемориальная доска на его доме установлена по предложению Красномайского совета ветеранов и радением местных властей – городского поселения и Вышневолоцкого района.
Борис РАПОПОРТ
Пришёл поэт и пролил свет на скатерть
Что за свет и на какую скатерть, спросите вы. А зачем же так серьёзно? Ведь в качестве заголовка употреблено одностишие поэта-юмориста Владимира Вишневского. И не надо упрекать меня в плагиате: эти одностишия – его фирменное «вишневское» блюдо – цитируют, уже не упоминая об авторе.
Например:
«При входе в рай мне продали бахилы».
Или:
«Ты мне роди, а я перезвоню».
А вот ещё:
«Я в душу вам? Да я же не доплюну…»
Впрочем, Вишневский и подлиннее пишет, и в рифму:
«Палач не знает роздыха,
но всё же, чёрт возьми,
работа-то на воздухе,
работа-то с людьми!»
Не ошибусь, многие из вас уже наверняка знают эти строчки и, более того, порой преподносят «как свои», поскольку они давно растворились в городском фольклоре, стали частью народной разговорной культуры. А автор? Автор всё же очень нужен, чтобы в литворовстве не заподозрили, это раз. А во-вторых, лучше всего из первых уст услышать то, что думает «выразитель дум и чаяний наиболее незащищённых слоёв населения, то есть мужчин и женщин» (опять цитирую Вишневского). И очень хорошо, что в хмурый октябрьский вечер в нашем Вышневолоцком драматическом театре состоялась эта солнечная встреча с известным поэтом, киноактёром, шоуменом, телеведущим.
В зрительном зале свободных мест почти не было. Представляя на сцене гостя, сотрудница Вышневолоцкой центральной библиотеки Марианна Тишкина сообщила, что встреча с Владимиром Вишневским проходит в рамках Дней книги и чтения в Вышнем Волочке. Пятых по счёту, юбилейных. Отсюда и такая изюминка: встреча с глазу на глаз с тем, за кем с отрадой душевной нередко следим по телевизору. А личная встреча состоялась потому, что Владимир Вишневский, помимо всего прочего, входит в обойму авторов журнала «Октябрь». Того самого журнала, с которым давно вышла на связь директор Вышневолоцкой центральной библиотеки Зинаида Юркова, обеспечив прибытие в Вышний Волочёк уже не одного десанта именитых столичных писателей и поэтов.
Для Вишневского на сцене поставили стул, столик с минералкой. Но гость ни разу не присел. Почти два часа был на ногах, с микрофоном в руках доказывая, что не зря избрал себе такую странную и сложную профессию – смешить людей с помощью слов. И мы от его слов, его тонких, а пусть и грубоватых поэтических шуток просто покатывались со смеху. Даже от самых печальных. А ещё вспоминали, что это он, Владимир Вишневский, пророчески предсказал бесплатные входящие на Руси и сокращение машин с мигалками. Что именно вышневолоцкий гость снялся уже в тринадцати художественных фильмах и ведёт на ТВЦ программу «Парк юмора». Что он, наконец, автор 18 книг: «Избранное для избранных», «Басни о Родине», Том 13 Антологии Сатиры и Юмора России ХХ века, «Вишневский в супере и без», «Десять лет, которые, или Страна из рук в руки»...
Из рук самого Вишневского в свои руки и можно было получить многие из этих книг с любезным сердцу росчерком на автограф-сессиях, устроенных в фойе театра до и после встречи.
Кстати: отбывая из-за МКАД к нам в гости, Вишневский так ответил на традиционный экспресс-опрос столичной газеты «Собеседник»: «Каждый уважающий себя литератор, даже средней руки, коим являюсь я, обязан побывать при жизни в Вышнем Волочке». Побывал. При жизни. И спасибо ему за это от всей вышневолоцкой публики, которая, естественно, благодарит и закопёрщиков незаурядного вечера: а) Вышневолоцкую центральную библиотеку, б) Вышневолоцкий драматический театр.
А закончу эти заметки, согласно законам жанра, опять же Владимиром Вишневским:
«На исходе ХХ века,
когда жизнь непосильна уму, –
как же надо любить человека,
чтобы взять и приехать к нему!»
Судя по всему, проливший свет на скатерть поэт нас любит. Поэтому и приехал. И потому он на все случаи жизни. Логично?
//Тверская жизнь. - 2010. - 9 ноября
По материалам газеты "Тверская жизнь":
http://www.tverlife.ru/news/35701.html
Борис РАПОПОРТ
Вышневолоцкие отголоски
Изданная «Иридой-прос» книга жителям земли вышневолоцкой интересна прежде всего своим автором: поэт Лидия Динулова – родная сестра почетного гражданина Вышневолоцкого района Бориса Соколова – выдающегося палеонтолога, советника президиума Академии наук России, автора более пятисот научных трудов, отметившего в этом году свое 96-летие.
Лидия Сергеевна тоже долгожитель, через два года ей исполнится 90. Как и брат, она весьма талантлива – об этом можно судить по ее замечательному поэтическому сборнику. Так же как и брата-академика, сестру-поэтессу постоянно влекут родные места: ежегодно несколько месяцев проводит она в деревне Лялино Вышневолоцкого района, в старинном доме, связанном с именами Ермолова и Державина, Кутузова и Багратиона, Льва Толстого и Чехова... Не случайно и книга стихов Лидии Динуловой «Жизнь, как она есть» начинается с раздела «Лялинские отголоски» с таких, к примеру, строчек:
Сколько бы дорог ни исходила
От Валдая до Тянь-Шанских гор,
Самым дорогим и самым милым
Остается лялинский простор...
Колея проселочной дороги,
Радунка – речушка в камышах...
В радости, печали и тревоге
К вам всегда рвалась моя душа.
Думается, читателям придутся по душе стихи Лидии Динуловой, стихи, которые насыщены в том числе и вышневолоцкими мотивами.
//Тверская жизнь. - 2010. - 3 сентября
По материалам газеты "Тверская жизнь":
http://www.tverlife.ru/news/32736.html
Борис РАПОПОРТ
Все о вышневолоцком крае
Жителям Обрадова посвящена новая книга Костантина Рябенького
В одном из своих лучших стихотворений Константин Рябенький, поэт тверской и вышневолоцкий, признался: «Я без родины не значу ровным счётом ничего!»
Борис РАПОПОРТ
О чем поет вышневолоцкая "Свирель"
"Свирель" – это имя литературного объединения, созданного в Вышнем Волочке семь лет назад, в 2003 году. Деятельность творческого союза местных литераторов, помогающего им развивать свой голос, по достоинству оценена на региональном уровне.
На днях руководителю "Свирели" Леониду Какшинскому в честь 50-летия Тверского отделения Союза писателей России вручена грамота этой организации. Есть у нашего лито и диплом участника конкурса "Литературное объединение на карте Тверской области". Кроме того, жюри этого конкурса особо отметило творческие успехи участников литобъединения поэта Светланы Рожковой и прозаика Николая Нилова.
В нынешнем году "Свирель" приняла участие в областном конкурсе литературных произведений, объявленном областным Центром детского чтения имени А.С. Пушкина и посвящённом 65-летию Великой Победы. Итоги конкурса будут подведены в августе, и будем надеяться, что творчество наших земляков вновь найдёт достойную оценку, и, в первую очередь, – у читателей.
Напомним, что ещё в 2006 году "Свирель" выпустила сборник стихотворений и прозы "Вышневолоцкие зори", а за последние годы многие авторы этого сборника издали и персональные книги своих произведений. Разумеется, далеко не каждый, кто приходит в литобъединение, способен стать профессиональным литератором: кому-то это не позволяет сделать уровень таланта, кто-то успешней реализует себя на ином поприще.
Но воспитательную функцию "Свирели" трудно переоценить. И это наверняка почувствовали на себе нынешние студентки филологического отделения ТвГУ Юлия Бойкова и Татьяна Винокурова. Свой путь к углублённому познанию русского языка и литературного процесса они, пробующие сочинять стихи вышневолоцкие школьницы, начали в "Свирели"…
//Тверская жизнь. - 2010. - 9 июля
По материалам газеты "Тверская жизнь":
http://www.tverlife.ru/news/30258.html
Борис РАПОПОРТ
Еду, еду я в Карелию |
Сборник песен тверского карельского композитора-самородка Анатолия Малышева — своеобразный венец многолетней творческой работы автора. Он пишет песни и романсы на карельском, финском и русском языках. В его творчестве уникально то, что за всю историю тверских карел он единственный создает песни национального и гражданского звучания на профессиональном уровне. Это поистине Божия искра таланта, подарок судьбы баянисту, песеннику, известному и в Твери, и всюду в области, а также далеко за ее пределами. Удивительный факт: Анатолий Малышев провел более двух тысяч свадеб и юбилеев. Сравниться с ним некому. Поистине герой киноленты «Человек с баяном».
|
// Вече Твери. - 2008. - 7 ноября - С. 8
По материалам газеты "Вече Твери":
http://www.veche.tver.ru/index.shtml?news=15811
Борис РАПОПОРТ
Вишневый сад русской живописи
В ее великолепных залах – 180 единиц хранения: литография, плакаты, офорты, предметы прикладного искусства и, самое главное, 120 оригинальных произведений русской реалистической живописи. Листаю толстенную книгу отзывов. 16 января 2006 года: «Спасибо художникам и всем, кто сохранил это чудо…» Следом записи аналогичные, а вот подписи всюду разные: «Мы – тверские», «Приехали из Питера», «Привет из Владивостока!» Звучит сегодня почти как «Привет с Луны!». Но добрались до чуда на вышневолоцкой земле – до прекрасной картинной галереи, которая представляется мне не столько реликтом советского прошлого, сколько изумительным чеховским вишневым садом, который современные лопахины почему-то забыли (или не успели) вырубить во имя сиюминутной выгоды.
Почему же он сохраняется и душу радует, этот прекрасный вишневый сад русской живописи в поселке Солнечном? Ответ на этот вопрос попытаемся найти вместе с создателями и меценатами картинной галереи.
– Часто вспоминаю слова Марины Цветаевой: «Оглохла я, ослепла, когда убили красоту…» – говорит директор галереи Нина Федоровна Соколова. – Дай-то Бог, ничего подобного с нами не произойдет, пока существуют на русской земле такие вот островки прекрасного. У нас удивительное соседство – Академическая дача художников имени Репина, мастера которой подарили галерее основную часть экспозиции. У нас и власть заинтересована в сохранении галереи. В прошлом году, когда мы отмечали ее 25-летие, галерея победила в номинации «Событие года». Кроме того, не помню ни дня, когда бы хоть чем-то да не помогла нам глава сельского округа (ныне сельского поселения) Лидия Владимировна Юшкова. Помогают как местные педагоги Светлана Алексеевна Платова, Марина Леонидовна Сафарова, так и приезжие, сохранившие в себе высокое творческое начало, Евгений Петрович Тюрев и Ирина Витальевна Липовецкая (они подарили галерее пианино, и мы уже смогли устроить у себя три музыкальных вечера). Галерея расширяет свои функции. На ее базе создаются музеи по истории совхоза «Пролетарий», Академической дачи с достопамятными именами Владимира Журавлева, Петра Козельского. При галерее работает кружок краеведения. Ведем летопись Солнечного сельского округа, этим заняты вместе с учителями пятнадцать местных школьников. И таким образом галерея превращается в своего рода центр художественного и краеведческого воспитания.
Хочу сказать, что нынешние лопахины ох какие разные! Да, кто-то вкладывает капиталы в заморское «Челси». Но есть же и совсем другие люди! Например, вышневолоцкий предприниматель Олег Николаевич Глазов. Меня абсолютно не интересуют его капиталы. Олег Николаевич помогает галерее уже два года. С его помощью оборудован видеозал с цифровым магнитофоном, телевизором, видеодисками по истории Тверской губернии, Пушкинского золотого кольца, Верхневолжья. Кроме того, Олег Николаевич из своей личной коллекции предложил музею пейзажную работу народного художника России Василия Волкова. Сам-то он человек скромный и вряд ли обо всем этом расскажет…
Олег Николаевич Глазов коллекционирует живопись. Он окончил военное училище, юрист по образованию. Занимается бизнесом, но мир живописи постоянно захватывает. Потому и рад, что галерею сохранили, что она пополняется. Только за последние три года художники подарили восемь своих работ. Это Владимир Филиппов, нынешний директор Академической дачи, Сергей Большаков, Владимир Чепкасов, вдова художника Вячеслава Формозова Валентина Григорьевна, Григорий Чайников, Иван Кугач… Пусть галерея не очень богата, но в ней шедевры реалистической живописи: Герасимов, братья Ткачевы, Кугачи – Юрий Петрович, Михаил Юрьевич, Иван Михайлович – какие имена!
Рассказывает член Союза художников России Иван Кугач:
– Меня часто спрашивают, в чем источник вдохновения. Любое прекрасное явление жизни – это источник, причем в качестве творца всегда выступает Бог, а художник – только свидетель… Счастлив, что в народной картинной галерее представлен и мой пейзаж «Осень». Вот вы спрашиваете: что нужно, чтобы от картины исходила энергетика? Это присуще только шедеврам. Недавно в Третьяковке отмечали 175-летие Алексея Саврасова. Смотрю знакомую с детства картину «Грачи прилетели» и, как профессионал, вижу в ней массу недостатков. Но… образ Родины выше всего, он затмевает любые промахи художника. Это и есть подлинная энергетика. Считаю, что такой энергетикой насыщены многие полотна, созданные в наших пределах, в окрестностях «Академички» – от Леонтьева до Гирина. Вдохновляет только Родина. Мы обязаны сохранить традиции русской реалистической школы. Поэтому без особых сложностей я и покинул Москву, переехал в Вышний Волочек. Только здесь, в провинции, и работается по-настоящему, считает Михаил Кугач, сын и внук художников.
//Тверская жизнь. - 2006. - 28 февраля
По материалам газеты "Вече Твери":
http://www.tverlife.ru/news/23515.html