Эдуард Хозяинов "О «ПЕСОЧНЫХ ЧАСАХ» БОРИСА РАПОПОРТА"
О «ПЕСОЧНЫХ ЧАСАХ» БОРИСА РАПОПОРТА
Чуть ли не каждый второй участник XVI Соловьёвских чтений в селе Осечно сумел получить в подарок от автора книгу «Песочные часы», вышедшую в издательстве «Истоки» в 2017 году.
До чего приятно держать в руках книгу, так прекрасно изданную! Умно составленную. Начал читать - и сразу увлёкся. Затянуло!.. Порадовал Борис Абрамович «Рассказами по памяти»: просто, внятно, без «всякого разного» пафоса. С великолепной сдержанностью даже там, где «гремучая смесь кровей» наверняка могла бы и бунтовать...
Вчитываюсь - и постигаю в ней символы и неочевидные смыслы. Нахожу глубокую, сокровенную радость от общения с мудрым человеком. Очевидно, что и проза, и стихи для профессионального журналиста Бориса Рапопорта никогда не были «развлекухой». Они всегда - труд души, подчас нелёгкий: с болью душевной, с горчайшими сомнениями. Но и с радостями озарений...
Меня восхищает его филигранная работа со словом. Точность, единственность и внутренняя необходимость «красивых и странных» слов. Какие-то нисходят «от Бога», а какие-то - от культуры мышления и «дисциплины» чувств.
...Читая «Песочные часы», часто вспоминал постулат Бориса Пастернака: «Во всём мне хочется дойти до самой сути». Именно это стремление пронизывает творчество Бориса Рапопорта, именно это!
... Поэт - реалист. Но в иных стихах сочетание красоты слова и глубины постижения бытия таковы, что производят какое-то мистическое впечатление, завораживают, высекают искру таких размышлений, которые можно назвать сотворчеством. Я, читатель, через стихи открываю в самом себе что-то ранее неведомое! Странно? Да. Удивительно? Конечно... Видимо, это одно из свойств истинной поэзии.
Мне как душу «прострелило» восьмистишие о Лермонтове:
Не заботясь ни о чём нимало,
над ущельем, где теряя связь
царского девичества, Тамара
в поцелуе с демоном слилась,
маленький, горбатый, кривоногий,
шут в полку и сирота в семье,
он бредёт кремнистою дорогой
в гости к Богу - к самому себе.
Когда-то я изучал Лермонтова. А в этот раз меня поразило, насколько сказано точно, безжалостно и... прекрасно! С каким пониманием и состраданием к гениальному почти что юноше (с наших-то лет глядя!).
...Бесстрашная открытость миру в этой книге. Далеко не каждый осмелится на подобное. Но, видимо, Борис Абрамович умеет держать удар обстоятельств, закалён хотя бы даже той газетной каторгой, которая знакома и мне. Недаром наш общий друг тверской писатель редактор журнала «Русская провинция» Михаил Григорьевич Петров отмечал, что очень-очень трудно выжить в «параллельных мирах» - занимаясь литературным творчеством и находясь в газетном рабстве. И я рад, что Борис Рапопорт преодолел это. Рад, что как поэт и писатель он берёт новые высоты, осваивая непредсказуемую современность и по-прежнему сложное для понимания прошлое. Такова диалектика Времени. Мне интересны мироощущения поэта, его философские раздумья. Он смело берётся за острейшие темы национальной самоидентификации и проявляет себя при этом как истинный патриот Родины. Меня удивило, что стихотворение «Поясы» написано ещё в 2003 (!) году. Как изумительно, талантливо и бесстрашно связаны в нём пушкинские «поясы» (торжокские поясы для княгини Вяземской) с жуткими сегодняшними поясами шахида!.. Суть современности ярко отражена и в стихотворении «Такая печальная повесть...» - об убывании совести в обществе. И вообще, в книге много печали. Что тут скажешь-то? Мудрость всегда лишь множила скорбь в этом мире И это нужнее, чем развлекуха:
Чтобы каждый думал не спеша,
для чего нужна была душа.
Великая диалектика жизни постигнута поэтом. Потому интересно именно вчитываться в его стихи, размышлять вместе с ним. Я ожидаю чего-то ещё - неожиданного в обычном, а может и необычного в ожидаемом.
...Попытался было перечислить стихи, которые особенно трогают меня и - не стал. Много их. Если от конца книги, то - «Молитва», «Лермонтов», «Я обидеть тебя не хотел...», «На скошенной траве...», «Болидная баллада», «Вот бегает дворовый мальчик». «От «Бога нет» до «Господи прости» - и бросаю перечислять. Много!
Очень хорошо, что поэтический раздел «Песочных часть автор начал стихами детскими, а потом и юношескими. Очарование непосредственности, свежести, молодости - всегда. трогательно. А дальше - зрелость. Пронзительный лиризм стихотворения «Цнинский канал». Обжигает душу «Родинка». Боль и горькая правда из лихих 90-х!.. Да, книга - для перечитывания…
Эдуард Хозяинов
(Статья из альманаха XVI Соловьёвских чтений «На Тороицу в Осечно», В-Волочёк, 2017)