"Там, где пересекаются миры" Валерий Нек
Борис Рапопорт родился в 1947 году в Вышнем Волочке. Закончил факультет журналистики МГУ. Более 40 лет отдал работе в прессе. В настоящее время - шеф-редактор газеты «Земля вышневолоцкая». Член Союза журналистов России, почетный работник печати РФ. Первые стихотворные публикации в «Пионерской правде» - 1957 год и журнале «Смена» - 1964. Автор трех поэтических книг: «Земляничная поляна» (1971 г.), «Ветры марта» (2005 г.) и «Параллельные миры» (2008 г.).
Пожалуй, самая большая мука для поэта - быть незаметным. Быть услышанным и принятым - вожделенная мечта любого стихотворца. Но какой-то особой, универсальной дороги к известности, увы, не существует. Тем более в наше время, когда талант уже давно не является мерилом успеха.
Крикливая шумная поэзия, пафос и кичливая бравада хорошо воспринимаются со сцены и трогают сердца слушателей. Но на бумаге такие стихи оказываются совсем беспомощными. Другое дело - глубокая внутренняя поэзия, в которой оттачивается каждое слово в попытке донести самое сокровенное. Поэзия без сенсации, но требующая от читателя работы ума и души. Она неприятна нынешнему времени, она говорит о любви, но не о постели, о счастье, но не о деньгах, о родине - но не бравируя этим понятием. Эти стихи создаются не для слушателя, а для читателя. Но кто нынче поэтические книги читает?.. Мне кажется, что отказаться от возможной известности ради того, чтобы остаться самим собой, - подвиг для современного поэта.
Бьет тревога поминутно,
потому признаюсь честно:
быть неброским - просто нудно,
быть крикливым - неуместно.
Эти строки вышневолоцкого поэта Бориса Рапопорта датированы 1974 годом. Для него поэзия - это не праздник души, а ее будничный повседневный труд. И новая книга Бориса Рапопорта «Параллельные миры» - это итог труда. В книгу вошли стихи последних лет и стихи из архива, многие из них, по признанию автора, публикуются впервые. «Параллельные миры» - суть одновременное существование прошлого и настоящего, сохраненного в стихах поэта. Его лирика исполнена любовью к жизни. Стихи печальны, когда любовь безответна, и счастливы, когда взаимна. И счастье это зачастую связано, казалось бы, с совсем незначительными и мелкими событиями.
Это славная история:
сколько снегу навалило,
что земля - как печь, которую
моя мама побелила.
Это праздник детства раннего:
утром встать, а печь - побелена,
ослепительным сиянием,
молоком парным повеяло...
В стихах Бориса Рапопорта много детства и много любви. Причем любви во всех ее ипостасях: к женщине, к родителям, к детям, к родной земле, к Богу. И здесь нет ни призыва «давайте любить», ни стремления, чтобы любовь эта была кем-то замечена и оценена. Любовь просто существует, потому что не может не существовать.
Однажды в сизом
утреннем тумане
Я напишу об украинской маме.
Прости меня, российская стерня.
Я - с Украины.
Ты прости меня...
...она была из той,
шершавой связки,
из Киевской Руси,
из ранней сказки,
из той родной, что в утреннем тумане
споет мне мама иль спою я маме.
Того, что принято сейчас считать социальной лирикой, в книге Бориса Рапопорта немного. В основном эти стихи созданы в последние годы и связаны с неприятием той разрухи, которая постигла страну в 90-е и от которой русской провинции не удалось оправиться и по сей день. В этих произведениях появляется надрыв и металл. Возможно, даже некоторая безысходность.
«Увы, красота не спасет того мира, который не в силах спасти красоту...» - пишет поэт о нынешнем времени. Или так:
Не вписался, простите,
в ваш кипеж торговый,
задыхаюсь на бешеной ярмарке дня,
сочинитель расейский,
но вовсе не «новый»,
даже к «фабрике звезд»
не пускают меня...
...Но звезда,
что мерцает на дне колодца,
не покупается - не продается:
она попросту недоступна для вас!
Век XXI немилостив к поэтам. Настоящая поэзия всегда искренняя и правдивая. Наш век этого не прощает. Из двух параллельных миров сердце склоняется к более доброму и искреннему миру прошлого. Миру, где можно было жить с детским сердцем. А в нынешнем...
...Но грохнет столетье металлом -
и грустно откинешь тетрадь:
где совесть без вести пропала,
там не о чем повествовать.
Но все же жизнь продолжается. «Не бывает и творческих явлений, в том числе стихов, прошлых, настоящих и будущих: в душе, бессмертие коей неоспоримо, они всегда единовременны, всегда на одной линии...» - пишет в обращении к читателю поэт. А значит, все пройдет, и все вернется: и любовь, и искренность, и стихи.
Мы еще с тобою вместе сникнем
над пустой загадкой бытия:
почему так мучает постскриптум,
если он всего запас сырья...
// Тверская газета. - 2008. - № 53. - С. 12
По материалам сайта «Тверской газеты»:
http://gazeta.tver.ru/articles.php?id=4810