Можно сказать, вышневолочанин Борис Рапопорт не любит туда заглядывать. Он – поэт земной, далекий от мистики. Однажды другой безвременно ушедший поэт Алексей Прасолов сказал: «Не надо прикрывать бескрылость души неистовыми словесами». Душа у автора книги, несомненно, крылата и летает там, где ей хорошо. Это чувствуешь по бережным словам наперекор всем приметам: «Хочешь счастья? / Возвращайся! / Дому старому – поклон. / Оглядись, не обольщайся: / Видишь, сед твой ранний клен…»
Для поэта есть своя красота в стылом пейзаже, ему вообще близка зима. А уж как он делает ее «теплой» – это секрет. Впрочем, все идет из детства, где «в ногах зверюшки-валенки, сунуть ноги, пробежаться, покружиться сонным, маленьким и щекой к теплу прижаться». Земля у него похожа на печь, которую побелила мама.
Иосиф Бродский как-то сказал, что «поэзия – колоссальный ускоритель сознания для пишущего и читателя». Можно добавить: и мгновенное путешествие во времени. Не надо ничего объяснять, только почувствуй: «солнце ладошкою маминой скользит по моей голове». Эта ласка хороших стихов мне очень дорога. Вот стихотворение «Попутчики». Все точно: «льдинки отчуждения в воздухе тают, вагон гудит неторопливо: люди друзей обретают». Кто-то скажет: «Друзей, с которыми неминуемо расстанешься?» Но они ведь скрасили твое путешествие, и, возможно, именно попутчику ты доверил сокровенное. Так и общение со стихами при всей своей мимолетности способно скрашивать жизненный путь.
Любовная лирика поэта ясно очерчена семейным кругом, что бывает нечасто, и даже на склоне лет полна романтических признаний той, единственной, с которой так надежно и хорошо вместе:
Но как коснуться мне руки,
Чтоб снова пережить мгновенья –
От первого прикосновенья
До брега огненной реки?..
По сборнику избранных стихов вполне можно представить жизненные ценности поэта. Старый дом, мама, жена, дети, друзья, любимые места вышневолоцкой земли. Не хватает только оды журналистской профессии. А ведь многие годы это хлеб Бориса Рапопорта. В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань? Вот и в своем предисловии к этой книге известный ценитель литературного мастерства член Союза писателей России Михаил Петров заметил, что «редкие трудники, как Борис Рапопорт, находили в себе силы жить в параллельных мирах: газетном и поэтическом. Не будем спрашивать, скольких это стоило сил, но годы работы в газетном суетном цехе не заглушили в его душе цветов поэзии».
Вот он оплакивает ушедших друзей-поэтов. Кто еще сделает это так пронзительно, с такой любовью? Не стало негромкого замечательного Константина Рябенького. И прорвалось: «Не понимаю, кто онеметь, мой постоянный, тебя надоумил, и потому не могу стереть в мобильнике имя твое и нумер». В поэтах бушуют «топки боли», и они уходят рано. «Мобильно-могильная связь» – это примета уже нашего времени, когда абонент навсегда недоступен. И бессмертный Мандельштам где-то рядом: «Петербург! Я еще не хочу умирать: у тебя телефонов моих номера».
Болит душа у поэта, когда речь заходит о родном языке. Над ним теперь тоже впору поплакать, как над ушедшими родными:
Стрекозы потускнеют без слюды,
Кукушка на ау не отзовется,
И станет потребителем воды
Паломник у забытого колодца.
Свой язык автор бережет от залетного неточного слова, досадного штампа, газетного запала, пустоты, как у стручков без горошин. Но иногда, в сердцах, признается: «Блок не слышит, как ты кукарекаешь над жестоким жемчужным зерном».
Есть у Бориса Рапопорта еще одно коротенькое бунтарское стихотворение, навеянное пушкинским:
«куда ж нам плыть?»:
Мучит прежняя прыть:
Ветер галстук на шее
Рвет, как парус на рее.
А некуда плыть.
Достоинство этого сборника в том, что читатель не остается с этой последней строкой, как в пустыне. Есть куда плыть, идти, о чем мечтать, что любить и беречь. Как раз об этом – недавно вышедшая в свет книга Бориса Рапопорта, которая называется «Родинка».