"Паломник у забытого колодца" Татьяна Маркова
Паломник у забытого колодца
«Божья дудка» – так называется новый сборник стихов тверского поэта Бориса Рапопорта
Как известно, инструмент этот бесхитростный, выводящий только простую мелодию. Наверное, счастлив тот, кто хоть иногда слышит ее в окружающем мире. Борис Рапопорт знает, что наше сердце питают не оркестры, что есть нечто сокровенное, запечатленное в слове. И что оно – музыка. Казалось бы, простые строки:
И вновь снега по всей Руси,
Неведомо, когда растают.
Душе чего-то не хватает.
Чего?
Поди ее спроси…
Вот и мы тянемся к хорошим стихам, потому что душе чего-то не хватает. Мне кажется, в нашем прагматичном и жестко скроенном мире ей не хватает искренней мелодии слов. На донце, глубоко внутри, вроде, все это есть, надо только тронуть струну.
Давно уже заметила, что сборники стихов у поэта «снеговые». Любит он зиму, в которой самое живое тепло – печное. Все это идет у него из деревенского послевоенного детства, где при дефиците хлеба не было дефицита любви. Помню, как в предыдущей его книге «Родинка» меня согрели строки:
Это праздник детства раннего:
Утром встать, а печь – побелена,
Ослепительным сиянием,
Молоком парным повеяло.
А в ногах зверушки-валенки,
Сунуть ноги, пробежаться,
Покружиться сонным,
маленьким
И щекой к теплу прижаться.
Ему, родившемуся в Луганской области, сейчас особенно тяжело слышать и видеть, что там творится. И об этом тоже его стихи, полные смятения и боли. А как по-другому, когда на «майдане запахло Майданеком»? Поэт пишет о том, что можно выстроить высоченные границы между странами, но как быть с границами сердечными, с общей памятью, ведь и в страшном сне невозможно было представить ныне происходящее.
Уже много лет Борис Рапопорт живет в Вышнем Волочке и любит этот город всей душой. О своем детстве пишет: «В пять лет я научился читать. И этим обязан своему деду Илье по отцовской линии, который открыл для меня мир чтения и, главное, мир отечественной поэзии, который мой дедушка знал «от» и «до». Первая самостоятельно прочитанная книга – сказка Петра Ершова «Конек-Горбунок».
Стихи Борис Рапопорт начал писать с десяти лет. После окончания школы в 1965 году был принят в штат редакции межрайонной газеты «Ленинец». Заочно получил специальность журналиста в МГУ имени
М.В. Ломоносова. В свое время его поэтическими наставниками были Римма Казакова и Андрей Дементьев. Два года назад за сборник стихов «Родинка» Борис Рапопорт получил литературную премию имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. И вот новая книга, где радость и боль вперемешку. Только любящий может написать о своем городе так:
Не слышит Садовая шепота
вишен,
Содом по Садовой соляркой
течет,
Столичной России, похоже,
не лишний
Один светофор твой, малыш
Волочек.
Острый журналистский глаз (поэт отдал газетной ниве несколько десятилетий) привнес в поэзию Бориса Рапопорта гражданственность и умение находить жизненный нерв там, где тонко и рвется. Но мне лично особенно дорога его лирика. Любители стихов знают, как натужно и нервно поэты пишут нынче о любви. Почти всегда это еще и разлука. В новой книге разлучных стихов вы не найдете. Поэт делится с нами счастьем жития с одной, самой лучшей для него женщиной. Счастьем растить детей и внуков. Кто-то подумает: «Это совсем не поэтическая тема». А вот и неверно! Любовь, дружба, доверие не прогорают, как хворост в костре:
А струнам боли и любви
Всего и нужно в снежном дыме,
Чтоб пальцы зябкие твои
Сплелись, как в юности, с моими.
Он пишет и о неминуемой прозе жизни, но как:
Прости меня, за все меня прости:
За лень мою, за боль в твоем
колене,
Что под окошком жаркие кусты
Полны тоски и пьяной дребедени.
Наверное, больше всего Борис Рапопорт боится вязи красивых слов, за которыми пустота. Его привлекает все невеликое и негромкое, что держит на весу российскую провинцию, потому что в ней в первую очередь, а не в мегаполисах наши корни. Поэтому так емки и неожиданны стихи о божьих коровках, одуванчиках, снегирях. Каждая такая малость – это незаменимая нота в его мелодии.
Меня поразило стихотворение «Песочные часы»:
Я игрушка с талией
осиной,
Куколка, двойная западня:
Вниз стекают очи, облак
синий…
Господи, переверни меня!
С каждым истечением жизни вновь и вновь звучит эта молитва:
Ты услышал – и душа взлетела,
Сколько в ней небесного огня,
Рвется ввысь, вот-вот оставит
тело!
Господи, переверни меня!
Игра закончится только тогда, когда «глупого перевертыша» однажды положат на ребро…
Еще о неожиданности. Заключительные строки стихотворения «Слепнево» сразу напомнили Арсения Тарковского. Идиллическая картина любви в его «Первых свиданиях» была смята предсказанием, о котором герои еще не знали: «Когда судьба по следу шла за нами, как сумасшедший с бритвою в руке». У Бориса Рапопорта незримая тревога уже живет в слепневском доме, но два великих поэта еще не догадываются о силе грядущих испытаний: «А слепни гудят, как пули, из заоблачной ЧК».
В предисловии к этой книге поэт Владимир Львов задал вопрос, на который тут же и ответил: «Из какого источника он черпает материал для своих стихотворений, всем нам ведомо, ибо этот неиссякаемый источник у нас один: земля родная, любовь неугасимая к ней, совесть наша и завещанная предками правда жизни. Отсюда и боль сердечная, и ночи бессонные, и поиски неутомимые». И это действительно так. Бориса Рапопорта и Владимира Львова кровно связывают неутомимые поиски своего корневого слова. Рядом стоит и рано ушедший Владимир Соловьев, которого автор книги неутешно оплакивает:
К счастью, брат мой, еще не все мы
Позабыли русскую речь,
И спасем мы родные стены,
Коли сможем ее сберечь.
А какая она, родимая речь? По Борису Рапопорту – с ярмарочным шалым говорком: «Она во рту – что мамкин леденечик». Боль оттого, что этот «леденечик» теперь утрачивает сладость, для него явственна:
Что тосковать о русском
мужике,
Об избах заколоченных –
Бог с ними.
Ты погорюй о русском языке,
Поплачь,
Как над ушедшими родными.
Стрекозы потускнеют без слюды,
Кукушка на ау не отзовется,
И станет потребителем воды
Паломник у забытого колодца.
Вот еще одно его ироничное наблюдение:
Уже ты запутался в слове,
А твой удивительный внук
И лобик наморщил, и брови
Поднял, словно доктор наук.
Затихни и сникни, и скисни,
Как ветер в потухшей листве,
Над тайной рождения мысли
В немом до поры существе.
Это счастье – обитать в мире, где все так значимо, и чувствовать дар свой. Но поэт не был бы поэтом, если бы не испытывал потребности поделиться этим даром. Так и рождаются долгоживущие книги. Этот поэтический сборник заключают стихи, которые хочется привести полностью, потому что они написаны с огромной любовью к своему читателю, особенно к тому, кто уже прошел большую часть дороги:
Отче, что еси на небеси,
Смертных нас к себе перенеси,
Не истопчем в небе облака,
А душа у летчика легка.
Верю, что сумею повидать
В горнице Твоей отца и мать,
А еще мне, Господи, верни
Деда, не пришедшего с войны,
Не оставь у вечных тополей
Без родной, без суженой моей,
Без друзей, которых пережил,
Без врагов, с которыми дружил.
Я и тут с тобой не сирота,
Но начавши с чистого листа,
Святый Боже, правый на Руси,
Всех в своем обличье воскреси,
Чтобы каждый думал не спеша,
Для чего нужна была душа,
Чтобы каждый, коли ты помог,
Хоть на небе не был одинок.
И пусть эти просьбы велики и запредельны, они по-человечески понятны. Как жить на белом свете без надежды?
Татьяна МАРКОВА
//Тверская жизнь - 2014 - 30 сентября
http://www.tverlife.ru/news/81824.html