«Пытаясь родное, святое спасти...» Михаил Петров
Раннее постижение мира и зрелое его осмысление, лирические откровения, память сердца, тревога за будущее – всё это под одной обложкой новой книги Бориса Рапопорта«Родинка», удостоенной литературной премии имени М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Имя Бориса Рапопорта, выпускника МГУ, одного из старейших журналистов области, хорошо известно. Работал он на Алтае и в Белгороде, печатался в Сибири и Москве. Жил на переднем крае агитпропа, и потому со знанием дела мог писать:
В любые времена крутые,
приемля всяческую
власть,
всегда врала моя Россия –
наверно, этим и спаслась.
В его сердце с детства жило озаряющее жизнь волшебным светом увлечение поэзией, и здесь судьба поманила его редкими для простого смертного успехами. В десять лет он, можно сказать, с улицы, напечатался в многомиллионной«Пионерской правде», в семнадцать – в журнале ЦК комсомола и Союза писателей«Смена». Но после университета хлеб насущный пришлось все же зарабатывать трудом газетчика. При внешней схожести работы со словом, поэзия, в отличие от журналистики, питалась из другого источника, из сердца человека, из души. Для многих такая жизнь становилась тяжким испытанием. Кто смирялся с судьбой, становился только газетчиком, кто не выдерживал гонки, сходил с круга, но редкие трудники, как Борис Рапопорт, находили в себе силы жить в параллельных мирах, газетном и поэтическом. Не будем спрашивать, сколько это стоило сил, но годы работы в газетном суетном цехе не заглушили в eго душе цветов поэзии. Ведь только поэт способен остановиться посреди дворика, через который ходит всю жизнь, и сделать открытие:
Так зачем же этот
дворик,
утомительно притихший,
и сухие нитки сена
в голубых
прожилках льда?
Вот уж, поистине, как сказал другой поэт, поэзию ищут в небе, а она находится под ногами…
Лирический герой Бориса Рапопорта твердо знает, что звезда, мерцающая«на донце колодца, не покупаетсяне продается». Он скорбит по измочаленной на нашем веку совести, горюет, видя унижения, которым подвергается сегодня«данный ему Богом» русский язык. Поэт считает, что в защите от пользователей и потребителей брендов сегодня нуждаются не заброшенные дома, а забытый нами русский язык. Ведь«уже и слова „русский“ след остыл».
Вот я и сижу
над строкою,
пытаясь родное, святое
спасти – через время
лихое
в словесных корнях
перенесть.
Но грохнет столетье
металлом –
и грустно откинешь
тетрадь:
где совесть без вести
пропала,
там не о чем
повествовать.
И все же он повествует. Такова участь поэта, его назначение.
Михаил ПЕТРОВ, член Союза писателей России
// Тверские ведомости. - 2012. -15-21 июня (№ 24). - С. 22